wrapper

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Новости

ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ АУТИЗМЕ

28 марта – 2 апреля 2023 г.

Всероссийская неделя приурочена ко Всемирному дню распространения информации об аутизме, установленному Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007, который отмечается ежегодно 2 апреля.

Мероприятия, запланированные в рамках Всероссийской недели, нацелены на широкое распространение информации об аутизме в России, на освещение важных вопросов: выявление и ранняя помощь детям с риском развития РАС, диагностика аутистических расстройств, включение детей с РАС в систему общего образования, сопровождение подростков с РАС, помощь семьям, воспитывающим детей с РАС, включение взрослого человека с аутизмом во все сферы жизни общества.

К участию приглашаются: специалисты системы образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры, спорта, представители региональных общественных организаций, родители детей с РАС, люди с РАС, представители СМИ, другие заинтересованные лица.

Программа Всероссийской недели:

28 марта, 11:00-16:00

Консультационный онлайн-марафон для родителей и специалистов: «Аутизм. Первые шаги».

Примерные вопросы к обсуждению:

 Как распознать аутизм?

 Как проводится диагностика расстройств аутистического спектра?

 Какие программы ранней помощи применяются в России?

 Как выстроить взаимодействие с ребенком с РАС?

 Как получить статус ребенка с ОВЗ или инвалидность?

29 марта, 11:00-16:00

Консультационный онлайн-марафон для родителей и специалистов: «Аутизм. Стратегии сопровождения».

Примерные вопросы к обсуждению:

 Как подготовить к школе ребёнка с РАС?

 Как организовать обучение ребёнка с РАС в школе?

 Что такое «Ресурсный класс»?

 Как оценить реальные знания ребёнка с аутизмом?

 Какие возможности профессионального обучения для подростков с РАС существуют в России?

 Как устроено сопровождаемое проживание для людей с РАС?

 Какие действия необходимо предпринять для улучшения помощи людям с РАС?

30 марта, 10:00-18:00

Всероссийский онлайн-семинар «Разработка и применение доказательных практик работы с детьми с РАС».

Примерные тематики к обсуждению:

 Опыт разработки и применения доказательных практик работы с детьми с РАС в России.

 Предварительные и пилотные исследования эффективности практик работы с РАС.

 Особенности и трудности, с которыми сталкиваются специалисты на этапах разработки практики: от описания до проведения исследований эффективности.

 Вопросы организации сотрудничества и взаимодействия практиков и исследователей.

31 марта, 11:00-18:00

День информирования об аутизме в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» (Фестиваль #ЛюдиКакЛюди).

Очные мероприятия для специалистов и родителей:

 Инклюзивная концертная программа.

 Консультации для родителей.

 Творческие мастер-классы для детей.

 Лекции ведущих специалистов.

 Круглые столы по ключевым вопросам в сфере аутизма.

 Конкурс родительских инициатив «Личное дело» им. Ольги Власовой.

2 апреля 10:00-17:00

Семейный день Всероссийской недели распространения информации об аутизме в Российской государственной детской библиотеке (Фестиваль #ЛюдиКакЛюди).

Очные мероприятия для детей и взрослых:

 Выставка работ художников с аутизмом.

 Презентации печатных изданий по теме аутизма.

 Подвижные игры для всей семьи.

 Творческие мастер-классы для детей.

 Лекции ведущих специалистов.

 Тренинги и консультации для родителей.

Электронная регистрация на мероприятия Всероссийской недели осуществляется на сайте Федерального ресурсного центра МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/work/events/1497/vserossiyskaya_nedelya

28 марта – 2 апреля

Работа региональных площадок Всероссийской недели

Приглашаем организации к проведению мероприятий в рамках Всероссийской недели распространения информации об аутизме.

Возможные форматы участия: вебинары, семинары, круглые столы, дискуссии, интервью, презентационные мероприятия, творческие мастер-классы для детей и родителей, концертная программа с участием детских и профессиональных коллективов и другие форматы.

Электронная регистрация региональных площадок осуществляется по ссылке:https://forms.yandex.ru/u/63fdd24402848f7518a5c00b/

Приём заявок в программу осуществляется до 15 марта 2023 года.

Информация о региональных площадках будет размещена на интерактивной карте Всероссийской недели на сайте ФРЦ МГППУ https://autism-frc.ru/life-in-society/2april-fest-2023

Дополнительную информацию о Всероссийской неделе можно получить на сайте ФРЦ МГППУ: https://autism-frc.ru/work/events/1497/vserossiyskaya_nedelya

Контактные лица: Координатор Всероссийской недели распространения информации об аутизме – Разухина Елена Владимировна:

− тел. +7-915-295-81-73,

− e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Координатор межрегиональной программы Всероссийской недели распространения информации об аутизме – Хилькевич Евгения Владимировна:

− тел. +7-903-114-35-13,

− e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Развитие межполушарных связей у детей

Одним из основных условий успешного обучения и развития ребёнка является полноценное развитие межполушарных связей правого и левого полушарий головного мозга.

Мозг сложен по структуре. Всем известно, что его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности. Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом, которое передает данные из одного в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, Это приводит к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.

Благодаря проекту «Школа Росатома» в нашем детском саду появился прекрасный тренажёр для развития детей – несколько комплектов межполушарных досок.

Межполушарные доски разработаны специально для того, чтобы ребёнок в игровой форме улучшал межполушарные связи и развивал свои способности. С одной стороны такие доски – это необычная игрушка, с которой дети весело проводят время, а с другой – нейротренажёр, позволяющий научить полушария мозга «договариваться».

Межполушарная доска представляет собой деревянное поле с вырезанным на нём лабиринтом Для занятия устанавливаются на планшете 2 одинаковые дощечки так, чтобы изображения были зеркальны по отношению друг к другу. В комплекте есть несколько вариантов дощечек – круги, квадраты, треугольники, многоугольники, лабиринты – разных уровней сложности.

Ребёнок берёт 2 бегунка и вставляет их в начало лабиринта, передвигает из по лабиринту только правой, затем только левой рукой, а затем проходит весь лабиринт двумя руками одновременно сначала по часовой стрелке, затем против. Таким образом, в работу включаются оба полушария головного мозга одновременно и происходит их взаимодействие. Кроме того, такие упражнения положительно влияют на синхронизацию работы глаз и рук, тренируют мелкую моторику, внимание, развивают усидчивость, воображение и пространственное мышление.

Межполушарные доски это прекрасная возможность для того, чтобы активизировать оба полушария и обеспечить ребёнку лёгкое восприятие, долгосрочную память, логическое мышление и хорошее обучение. Несколько минут специальной гимнастики в день помогут вашему ребёнку легко учиться в школе.

Педагог-психолог Руденко М.Ф.

III Малые Олимпийские игры

И вновь команда «Кораблика» собралась вместе! Поводом стали III Малые Олимпийские игры, которые проводят наши инструкторы по физической культуре Козабаранов Н.С. и Минина Т.А. в формате проекта с семьями воспитанников.

В этом году азарт и веселье создавали семья воспитанников групп № 1 Наумова М.И. и Шестопалова А.Н, № 3 Вятлева М.С. и Шипова О.А., № 4 Окишева Н.А., Сулоева Е.В. И даже погода была на нашей стороне с огромным количеством снега и легким морозцем!

По традиции Игры открыли гимном РФ и символ Миша зажег наш Олимпийский огонь.

После чего все дружно под музыку отправились на лыжный стадион.

Дальше ожидал хоккейный матч между детьми и родителями. Все по – серьезному! Побеждала как дружба, так и сильнейшие!

И конечно любимое развлечение-катание на ватрушках!

Отрадно, что на Играх были не только сегодняшние воспитанники, но и выпускники. А сколько было у нас пап! Мачт с их участием был кульминацией Малых Олимпийских игр!

Как на любых спортивных соревнованиях у нас работали фотографы, огромное спасибо!

По окончанию Олимпийских игр было награждение и чаепитие! Благодарим наших родителей за поддержку и отзывчивость!

Играем и учимся жить без конфликтов

Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Многие детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.

Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Но учить их самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты обязательно надо!

Родители учат своих детей по-разному. Кто-то предлагает не спорить и уступить, не играть с драчунами, а кто-то предлагает ударять самому.

Пример из подготовительной группы. Мальчик 7 лет ударил сверстника так, что мы долго не могли остановить кровь из носа. На мой вопрос: «Зачем ты его ударил?»- мальчик спокойно ответил: «А мне папа сказал – сразу бить кулаком в лицо, если ко мне пристают».

Трудно поколебать авторитет папы, но всё-таки в детском саду мы учим детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться.

Правила разрешения конфликтов для детей:

- Говорить спокойно.

- Говорить по очереди.

- Сказать чего ты хочешь (конфликтующие стороны высказывают свои пожелания).

- Найти варианты, которые устраивают обе стороны.

Кроме бесед и правил, мы используем игры, играя в которые дети тоже учатся правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

Несколько лет назад мы были на Международной конференции и привезли оттуда новую игру «Заколдованный круг». Суть игры в том, что дети пытаются расколдовать волшебную поляну, а для этого помогают зверятам – волку, лисе, зайцу и медведю поступать правильно, придумывают и советуют им, как можно без драк и обид разрешить конфликтные ситуации.

Ежегодно дети подготовительных групп в течение нескольких месяцев приходят в кабинет педагога-психолога, чтобы помочь зверятам Волшебного леса. В этом году в путешествие по Волшебному лесу отправились дети 3 группы. Каждое занятие – новая конфликтная ситуация, которую дети пытаются разрешить, договариваясь и убеждая, предлагая варианты и обращаясь за помощью к мудрой Сове. Игра очень увлекает ребят, каждое занятие они с порога бросаются за игровой стол, находят свои фигурки, свою игровую дорожку и ждут начала.

Конечно, одна игра не сможет решить все детские споры и проблемы, это долгий путь обучения умению договариваться и сотрудничать.

Но вот что я услышала, когда дети в конце встречи просто играли в кабинете:

1 мальчик: Прости, я нечаянно!

2 мальчик: Ой-ой, как больно!

1 мальчик: Прости, просто я очень сильный.

2 мальчик: Да ничего страшного!

Может быть, сказочные уроки поиска верных решений, умения слышать друг друга помогут когда-то понять позицию другого, простить, удержаться от бессмысленной драки.

В последний день игры дети получили от Волшебника сюрприз – сундучок с печеньем. Первое движение – схватить печенье, но вопрос «А всем ли хватит?» остановил. Сами решили посчитать, разделить поровну. Оставшиеся 2 маленьких печеньица долго предлагали делить на крошечки, пока один из мальчиков ни предложил отдать их Мудрой Сове. Так и решили!

Педагог-психолог Руденко М.Ф.

Мой папа-эксперт!

В январе 2023 г в детском саду прошёл мастер-класс для родителей. Дети подготовительной группы № 1 учили своих родителей играть в «Умные игры». Дети с удовольствием брали на себя роль Учителя для своего родителя, радовались их успехам (Мой папа-эксперт!), смеялись над ошибками и учили их исправлять.

Приятно, что почти все родители поддержали желание детей, выбрали время и пришли в детский сад в качестве учеников. Пришли и мамы и папы. Родителям было приятно услышать, что у каждого ребёнка есть свой личный рекорд: Все ребята освоили уровень «Новичок» и в отдельных играх играют на уровне «Юниор». Матвей играет в «Шарики» на уровне Эксперт, а Ваня строит сложные башни, Сергей, Настя, Аня, Тимур и Тимофей впереди всех каждый в своей любимой игре. В детском саду создана лекотека, где широко представлены логические игры с разным уровнем сложности. Это 14 игр из серии «Smart games»: «Колобок», «Метро», «Аэропорт», «Волшебный лес», «Сафари. Прятки», «Русалочки», «Грузовички», «Камуфляж. Северный полюс», «Курочки-наседки», «Прятки. Пираты», «Цветовой код», «Гений», «Энигма», «Деловые жуки».

Это логические игры, ориентированные на одного игрока. Все игры имеют 4 уровня сложности: Новичок (зелёный цвет), Юниор (жёлтый цвет), Эксперт (красный цвет) и Мастер (синий цвет). В каждой игре игровая задача представлена в виде схемы или картинки игрового поля. Во многих играх существует несколько вариантов решения.

Для игр дети старших и подготовительных групп 1 раз в неделю приходят в кабинет психолога, где могут самостоятельно выбирать, кто в какую игру будут играть, свободно перемещаться по кабинету, меняться местами за столиками.

Дети играют с удовольствием, радуются, когда переходят на более сложный уровень. Вначале многие дети, столкнувшись с первыми неудачами – долгим поиском решения игровой задачи – просили другую игру. Но вскоре у детей возник игровой азарт – желание добиться результата, перейти на новый уровень. Особенно радовались дети, когда переходили на новый уровень сложности - жёлтую страничку «Эксперт». Они радостно сообщали родителям, что «уже решают задания для школьников!» Таким образом, постепенно у детей развивалась способность к умению решать трудные задачи. Учитывая то, что в каждой игре большое количество игровых заданий (от 50 до 100), в каждую игру можно играть снова и снова.

Логические игры – прекрасная возможность для развития способностей детей, возможность получить социально значимый опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, возможность испытать «ситуацию успеха», а также возможность скорректировать имеющиеся особенности развития (например, проблемы внимания).

Данная игровая технология позволяет детям легко воспринимать, анализировать и усваивать любую новую информацию на всех следующих этапах обучения, включая учебную деятельность в школе и последующую взрослую жизнь.

Педагог-психолог: Руденко М.Ф.

Фотогалерея